1. Главная
  2. Блог
  3. Полезные статьи
  4. Продавец обязан устранить недостатки либо вернуть деньги в течение 10 лет с момента покупки

Продавец обязан устранить недостатки либо вернуть деньги в течение 10 лет с момента покупки

Закон о защите прав потребителей устанавливает специальное правило применительно к случаям появления недостатков за пределами гарантийного срока, но в течение установленного срока службы товара.

По общему правилу недостатки устраняются за счет продавца в пределах гарантийного срока. Гарантийный срок устанавливается на усмотрение производителя или продавца.

Но есть еще срок службы товара — период, в течение которого продавец обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки.

Он более длительный, чем гарантийный. А если срок службы не установлен продавцом самостоятельно, то по закону он составляет 10 лет. Данное правило широко используется в отношении бытовой техники, смартфонов, транспортных средств, электроники, в строительстве, ремонте и т.д.

У данного правила есть нюансы. Разберём их на простом примере.

Как вернуть смартфон после гарантийного срока

Возьмём смартфон. Гарантийный срок 2 года, срок службы 5 лет.

Продавец обязан устранить недостатки либо вернуть деньги в течение 10 лет с момента покупки
Закон защиты прав потребителя. Как вернуть смартфон после гарантийного срока. Возьмём смартфон. Гарантийный срок 2 года, срок службы 5 лет. На четвёртый год эксплуатации смартфон сломался. Продавец в ремонте отказывает, ссылаясь на истечение гарантийного срока.

На четвёртый год эксплуатации смартфон сломался. Продавец в ремонте отказывает, ссылаясь на истечение гарантийного срока.

Что в этом случае делать? Стоит ли идти в суд? Ведь это нервы, время?

Ниже инструкция как понять, стоит ли затевать судебные тяжбы, что можно получить на выходе сверх стоимости старого смартфона.

Три ключевых правила для победы в суде:

  • недостаток должен быть существенным;
  • недостаток должен возникнуть до покупки (например заводской брак);
  • доказывать эти обстоятельства должен потребитель.

Существенный недостаток отличается от обычного. Он имеет несколько критериев. При наличии любого из них недостаток признается существенным. Критерии предусмотрены постановлением пленума Верховного суда РФ. Им руководствуются все суды.

Итак:

  • неустранимый недостаток. Продавец не может устранить по каким-либо причинам, например отсутствуют комплектующие;
  • несоразмерность расходов на устранение недостатка. Стоимость устранения недостатка равна или приближена к стоимости товара. На моей практике все, что свыше 90% стоимости товара признается существенным. Были случаи, когда ремонт был равен 70% стоимости товара и суд признавал это существенным;
  • несоразмерность затрат времени на устранение недостатка - если ремонт требует более 45 дней;
  • недостаток выявляемый неоднократно, либо различные недостатки, выявленные более одного раза;
  • вновь проявляемый после устранения недостаток. Продавец все ремонтирует, а недостаток так и проявляется.

Итак, сломался смартфон, как понять стоит ли идти в суд. Все просто, если этот недостаток проявлялся ранее — тогда он существенный. Но если в первый раз, как узнать является ли причина поломки существенным недостатком? Рекомендация одна — сначала обратиться к продавцу и получить отказ, потом потратить деньги на диагностику в стороннем сервисе, чтобы узнать причины поломки, сроки и стоимость устранения.

Стоимость диагностики можно требовать с продавца (при подтверждении существенного недостатка). Главное, сначала к продавцу обратится. Сторонний сервис выдаст заключение о причинах поломки, сроках и стоимости ремонта. Если это заводской брак, устранение которого несоразмерно по деньгам или времени — идем в суд.

Если недостаток НЕсущественный, то решаете сами:

  • либо смартфон выкинуть;
  • либо отремонтировать за свой счет и продать/пользоваться им дальше после ремонта. Деньги за диагностику в таком случае никто не вернет.

Если недостаток существенный — повторно обращаемся к продавцу с требованием произвести ремонт и оплатить диагностику. Если продавец удовлетворяет требование — вопрос решен. Если отказывает, то идем в суд.

По суду вы получаете:

  • стоимость смартфона;
  • компенсацию морального вреда (1 000 - 5 000 рублей);
  • неустойку в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки. За время нахождения дела в суде общий размер неустойки может приблизится к стоимости товара;
  • единовременный штраф в размере 50% от стоимости товара.

Неустойка и штраф предусмотрены законом «О защите прав потребителей» и взыскиваются судом при взыскании стоимости товара.

Суд может снизить размер неустойки и штрафа по ходатайству продавца. Но ключевое здесь «может», продавец должен доказывать чрезмерный размер штрафных санкций.

Если вы, перед обращением в суд, писали претензии продавцу — это вам в плюс, в части отказа продавцу в ходатайстве о снижении неустойки.

Ведь вы пытались договорится с продавцом, а в суд пошли уже когда все возможные варианты досудебного урегулирования исчерпали. А раз уж вы в суде потому как продавец нарушил ваши права, предусмотренные законом, то пусть и отвечает по закону — то есть выплачивает штрафные санкции.

В общем, не спешите выбрасывать сломанные товары, если гарантийные сроки истекли.

Ваш заказ готов к оформлению
Бесплатная доставка по России
Инструкции по установке включены
Помощь в настройке техники
Дополнительная гарантия на 3 года
Кешбек до 20% на бонусную карту
Возврат и обмен без чека
Гарантированный подарок каждому, кто оформит заказ на сумму более 500 рублей!
+7 (909) 086-55-92
Консультации юриста