Как не «пролететь» с неустойкой по договору перевозки
Штрафные санкции по договорам перевозки и транспортной экспедиции весьма разнообразны.Если читать закон, то по договору перевозки штрафные санкции за несвоевременную оплату услуг не предусмотрены ни Гражданским кодексом РФ ни Уставом автомобильного транспорта.
В транспортной экспедиции такая ответственность составляет 0,1% от неоплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Но даже если вы заключили основой договор и назвали его договором на транспортно-экспедиционное обслуживание грузов и подписали заявку к нему с аналогичным названием, в 90% случаев суды не взыщут данную неустойку, переквалифицировав ваш договор на простую перевозку.
Между экспедицией и перевозкой существенная разница. Экспедитор выполняет более широкий круг обязательств, в отличие от перевозчика, который доставляет груз из точки А в точку Б, как то:
- страхование груза;
- заключение договоров перевозки от имени клиента;
- самостоятельное оформление транспортных документов от имени клиента;
- обеспечение отправки и получения груза;
- уплата пошлин;
- хранение груза;
- получение документов, необходимых для экспорта и импорта и т.д.
Если доказать исполнение обязательств экспедитора не получится, суд в лучшем случае взыщет проценты в размере ключевой ставки Банка России, в худшем – просто откажет во взыскании штрафных санкций.
Другое дело – договорная неустойка (пени). Закон позволяет сторонам любого договора включить условие о штрафных санкциях в любом размере (действует принцип свободы договора).
С другой стороны действует правило Гражданского кодекса РФ (статья 333), которое дает суду право снизить размер договорной неустойки до разумных пределов.
Наиболее часто встречающаяся санкция, размер которой суды не снижают – 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки.
При согласовании условий о неустойке (пени) обязательно предусмотреть не только размер санкций, но и за что взымается санкция, иначе суд признает условие о неустойке не согласованным. Например:
- за несвоевременное исполнение обязательств по оплате услуг перевозчика/экспедитора, клиент обязан уплатить пени в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки.
- за просрочку доставки груза/за опоздание на погрузку или выгрузку;
- за несвоевременное представление документов, подтверждающих выполнение перевозки.
- Итог – не важно перевозка, либо экспедиция. Важно в договоре иметь четко прописанное условие о санкциях, тогда с их взысканием не возникнет проблем.